Златоуст

Тема недели

Многие россияне восприняли локдаун как вынужденные каникулы. Некоторые соотечественники решили воспользоваться «освободившейся» неделей, чтобы сменить обстановку. В этой статье мы собрали информацию про самые популярные направления среди россиян в «нерабочие дни».

Размещено:

​История скандала booking.comв России и в других странах

Команда портала prohotel.ruуже писала о том, что говорят эксперты про противостояние booking и ФАС. В этой статье мы изучим причину, по которой был оштрафован нидерландский сервис, а также разберем историю разбирательств в России и в ряде других стран.

Причина штрафа – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП). Booking.com навязывала гостиницам, отелям и хостелам соблюдение особых, ограниченных условий договора. Ограничения проявлялись в соблюдении паритета цен и номеров, а также во взаимодействии с закрытыми группами пользователей. Это привело к ограничению конкуренции на рынке подобных услуг: после заключения договора гостиницы не могли устанавливать цену на свои услуги ниже, чем на Booking.com. Ограничения касались всех каналов распространения, в том числе мета-поисковиков, туристических агентств и даже сайтов самих отелей.

Русский скандал booking.com

Русская история разбирательств с booking.comначалась еще в 2019 году.

Признаки злоупотребления своим положением на рынке были выявлены организацией «Опора России», о чем в феврале 2019 она предупредила ФАС. В ноябре 2019 «Опора…» повторила свою жалобу в ФАС, в связи с чем 12 числа того же месяца федеральная служба сделала предупреждение booking.com. Однако агрегатор проигнорировал требования; в декабре 2019 года ФАС завела антимонопольное дело в отношении booking.com. В январе 2020 бизнес-объединение «Опора России» попросило ввести новые ограничения в адрес Booking.com.

После игнорирования запроса прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, второе требование было выдано сайту-агрегатору 18 сентября 2020 года. Предупреждение надлежало исполнить до 18 октября 2020 года. Оно осталось без внимания, в связи с чем 21 декабря 2020 года Федеральная антимонопольная служба завершила рассмотрение дела, и признала нарушения антимонопольного законодательства в отношении компании «Booking.com B.V.». Организация должна была прекратить злоупотреблять своим положением до 15 февраля 2021 года. Сайт-агрегатор решил обжаловать решение ФАС в суде, в связи с чем срок исполнения предписания был приостановлен на некоторое время.

Развязка вам уже известна – booking.com был оштрафован на 1,3 млрд рублей.

В ответ на обвинения со стороны ФАС пресс-служба booking.com сообщила, что планирует обжаловать штраф. Стоит отметить, что до самого наказания организация Booking.com B.V. уже направляла апелляцию в Арбитражный суд Москвы.До недавнего штрафа агрегатора ФАС было признано, что отельный агрегатор нарушает 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Напомним, что организация получила штраф за злоупотребление доминирующим положением на рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП).

Разбирательства против booking.com имеют неединичный случай. Похожие жалобы также имели место в других странах; начиная с 2010 года многие отельеры высказывали недовольство в сторону маркетинговой политики нидерландской компании. Мы разберем похожие случаи в ряде европейских стран.

Нарушения законодательства в Европе

В 2013 году booking.com уже был в центре скандала. Он, а также агрегаторы HRS и expedia обвинялись в ценовом давлении и нарушении антимонопольного законодательства. Процессы были инициированы во Франции, Швеции и Италии.

Во Франции жалобу подал профсоюз UMIH, представляющий интересы отельеров. Гостиничные агрегаторы обвинялись в попытке установить фиксированные цены на услуги. При заключении договора с букингами отели лишались реализовывать льготные предложения даже на своих собственных сайтах.

Отельеры Франции, Италии и Швеции защитили свое право на лучшую цену. С 1 июля 2015 года гостиницы смогли указывать свою цену на сайтах – меньше, чем было указано на портале. Ранее гостиницы, которые были связаны договором с booking.com, были лишены такого права.

В 2021 году Франция дала окончательный ответ букингам. В результате акции протеста против существующих условий сайтов-агрегаторов была создана новая система онлайн бронирования «ContactHotels», девиз которого «JechoisislaFrance» – я предпочитаю Францию. Последней каплей сотрудников гостеприимства стало отказ входить в положение работников «нестабильной» отрасли. Новый сайт в первую очередь обеспечивает отели гостями, при этом не забирая огромные комиссионные.

История «лучшей цены» в Германии

В 2013 году Федеральное управление картелей начало антимонопольное разбирательство против сайта-агрегатора. Жалобу подала Немецкая гостиничная ассоциация из-за принуждения соблюдать «положения лучшей цены» сервиса. После того как соответствующие органы установили факт нарушения немецкого и европейского законодательства, в 2015 году booking.com прекратил навязывать свою «лучшую цену» отельерам в этой стране.

Швейцарские разбирательства

В начале 2017 в отношении booking.com была начата проверка уполномоченного швейцарского правительства по контролю за ценами Штефана Майерханса. Цель проверки – сбавить чрезмерную комиссию сайта-агрегатора с 13% до 8-9. Сам сервис утверждал, что данный размер комиссии сопоставим с комиссиями в других европейских странах.

В результате ситуация привела к тому, что системы интернет-бронирования отелей были поставлены в условия свободной конкуренции. Парламент Швейцарии запретил навязывать букингам навязывать цены, а именно дал возможность гостиницам предлагать цены на свои услуги ниже, чем установленные на этом онлайн-ресурсе.

Турецкий запрет

Наиболее громкой историей можно считать запрет booking.com в Турции. В 2017 году агрегатору были предъявлены обвинения в недобросовестной конкуренции. Причина обвинения все та же, что была у стран выше, – навязывание своей цены отелям.

В 2019 в результате решения суда было постановлено, что агрегатор виновен в нарушении правил конкуренции. В результате booking.com принял все условия турецкой стороны: компания открыла офис в Турции, а также начал действовать и платить налоги в соответствии с местными законами.

Британское расследование

В отношении Booking.com с 2010 по 2015 год было инициировано расследование британским антимонопольным органом СМА – Competition & MarketsAuthority (Управление по конкуренции и рынкам).

Предметом спора была обнаруженная договоренность между сетями отелей Inter Continental Hotels Group, а также Hotel Inter-Continental London Limited и агрегаторами Booking.com и Expedia.

Рассмотрение было закрыто после достижения компромисса. Стороны разбирательства договорились о том, что при офлайн-продажах и работе с группами туристов отели могли предлагать им более низкие цены, чем для Booking.com и Expedia. При этом, при работе с другими онлайн-агентствами они все еще должны были придерживаться принципов ценового паритета.


  источник: Prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника